История камуфляжа

К концу Первой мировой войны русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб(разные оттенки оливкового), немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой.

Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно.

Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялось на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет.

Скажем, хаки, отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.

Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску.

Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.

В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды.

В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др.

В начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью костюма, хорошо «разбивали» силуэт человека. В таких «маскхалатах» Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.

Расцветка и форма маскировочного костюма «разбивала» силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью.

Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми «амёбами» для осени.

Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези.

Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.

Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter («осколок» – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.

Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки.

В 1944 году были проведены исследования различных заимствованных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом.

Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.

Дополнительно ткань прокатывали «амёбами» светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают «работать» большие пятна – практически идеальная маскировка.

После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон.

В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов.

В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем «Озимь» и «Левзея» начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.

Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе опытно-конструкторской разработки «Бутан».

Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.

Существующие в обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего «дубками», «листопадами», «берёзками», «амёбами» зачастую называют совершенно разные рисунки.

Камуфляж, разработанный в ходе ОКР «Бутан», практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористики.

В 1994 году рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.

В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок «Флора». В нём явно прослеживается влияние «тигрового» рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии.

Несмотря на свой довольно «страшненький» внешний вид, «флора» очень даже хорошо маскирует в средней полосе России.

В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственное реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.

Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.

Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Если много, то окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Если мало, то трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.

Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли, что человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы.

Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.

В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

Камуфляжные рисунки наносятся на одежду, обувь, сумки и другие аксессуары. Их активно используют не только профессиональные военные: практичные расцветки популярны и у взрослых, и у детей.

История камуфляжа продолжается уже более века: за это время он стал важной частью стиля милитари и современной моды в целом.

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 31.08.2019 — 18:06